Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
неполных сто лет, - берет самый оптимистический вариант безымянный автор
одного из "древних стихотворений", - но вмещает скорбь тысячелетнюю".
Что ж, это действительно так. Однако обильная опасностями и не слишком
богатая радостями жизнь рождала поэзию удивительной внутренней силы и
строгой классической красоты. Прекрасные стихи "о горах и водах", "о садах и
полях" создавались даже в самые трагические периоды китайской истории именно
потому, что они не были простым пейзажем, а несли в себе дух неспокойного
времени, мысли и чувства страдающего человека. Что же до экзотики, то и она
сама зачастую шла от действительности - просто мы такую действительность
недостаточно знаем. В конце концов поражающая при первом
знакомстве
розово-голубая палитра Рериха взята у закатов и сумерек Алтая и Гималаев,
странные позы, в которых мы видим самураев на картинах японских художников,
заимствованы из повседневно практиковавшегося искусства борьбы. Удивительные
столбообразные горы, выходящие из клубящихся облаков, и причудливо изогнутые
сосны,
останавливающие
взгляд
в
классическом
китайском
пейзаже,
действительно существовали и существуют
в
Китае.
Экзотика
рождена
реальностью, а реальность формировала восприятие художника точно так же, как
это восприятие формировало потом идеальную реальность... Наш небольшой
сборник охватывает более чем тысячу лет истории Китайской поэзии. Если
забыть об ограничительном термине "пейзажная лирика", то перед нами поэзия
всего средневековья V том смысле, что древность уже умерла, а голоса нового
времени еще не было слышно. Самый ранний поэт сборника, Лю Чжэнь (170(?)
-217 гг.), жил и творил еще в последние годы ханьской империи, когда-то
бывшей по своему "многолюдью" и могуществу равной империи Римской. Позднее
его собратья "по кисти" уже
стали
свидетелями
эпохи
безвременья,
именовавшейся периодом Шести династий, когда раздробленный Китай подпадал
под власть чужеземцев, а население его порой сокращалось во много раз.
Безвременье сменилось расцветом при династиях Тан (VII-IX вв.) и Сун (X-XII
вв.), а расцвет - все усиливающимся натиском северных кочевых племен,
постепенно оттеснявших китайскую империю далее