Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
стихах подчас слышится резонерство конфуцианца, но с ним соседствуют
неподдельная тревога за будущую судьбу страны, сочувствие простым людям.
Патриотическая тема, характерная для творчества Су Ши, с особой силой
зазвучит позднее у Лу Ю (1125-1210 гг.) и Синь Цицзи (1140-1207 гг.); их
время станет роковым для Китая, и поэты разделят страдания
народа,
преданного своими правителями. Все чаще теперь в традиционных стихах,
рисующих картины природы, слышится тема Родины, звучат обличительные мотивы.
Быть может, самым тяжелым оказалось бремя, выпавшее на долю Ли Цинчжао
(1081-1145), ведь она была лишь слабой женщиной, воспитанной так, чтобы
украшать жизнь мужчины, а жить ей пришлось в эпоху крушения Поднебесной. Ни
два непохожих периода делится жизнь этой, вероятно, самой знаменитой
поэтессы Китая: вначале счастливая и безмятежная, полная поэзии, живописи и
красоты, общения с тонко чувствующими поэтическое слово людьми, а после
горестная, исполненная лишений, отягощенная смертью любимого
мужа
и
скитаниями на чужбине. Как Ду Фу, она порой жила в джонке, как многие
другие, уходила от мира. Рухнуло, исчезло все, что было дорого, но остались
поэзия и чистота природы. Стихи Ли Цинчжао лишь малая капля по сравнению с
тысячами
поэтических произведений Су Ши, Лу Ю, Синь Цицзи и других
современников, но они филигранны и удивительны. Как и большинство поэтов
сунской
эпохи,
Ли
в основном писала в жанре романса - "цы", создавая
текст
на уже известную мелодию. Позднее, во времена владычества монголов
(XIII-XIV вв.), популярным стал жанр "саньцюй", пришедший в литературу из
глубин
городских
кварталов. Ария, "саньцюй", тоже писалась на какой-то
полюбившийся всем мотив, но это была следующая ступень в эволюции стиха:
здесь
протест
против
регламентации
и
общение
с
простонародной
литературой достигали
той
черты, далее