Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
символизируя
духовную
стойкость, неизменность
устремлений, жизненную силу, долголетие. Образы эти пришли из фольклора и
встречаются еще в "Шицзине" ("Книге песен", XI-VII вв. до н. э.). В
конфуцианской
канонической
"Книге
установлений",
определяющей нормы
взаимоотношений между людьми, говорится об идеальном человеке, чье сердце
подобно сердцевине сосны и кипариса. Деревья эти не меняют свое убранство, и
столь же неизменным, постоянным в своих убеждениях и поступках остается
"благородный муж". "Сосна и кипарис - лучшие из деревьев", - писал
знаменитый историограф древности Сыма Цянь (ок. 145-86 гг. до н. э.),
которого китайская традиция считает образцом именно такого постоянства и
принципиальности.
Кажущаяся
неподвластность
времени вечнозеленых сосны и кипариса
связывала эти образы в воображении людей средневековья с идеей долголетия и
бессмертия. Недаром одного из самых ранних китайских бессмертных, якобы
жившего во времена Шэнь Нуна ("Святого пахаря") звали Чи Сунцзы - "Учитель
красной сосны". Для продления жизни даосские маги пользовались смолой и
семенами сосны и кипариса: в "Жизнеописании Чжао Цюя", составленном в III
в., утверждается, например, что, употребляя их внутрь, он не только
вылечился от проказы, когда состояние его казалось совсем безнадежным, но и
обрел "жизнь вечную". Однако когда в качестве "символа вечности" сосну и
кипарис стали сажать на кладбищах, их образы стали вызывать и другие
ассоциации: печальные думы о смерти, грустные мысли о быстротечности жизни и
непрочности человеческого существования. В безымянных "древних стихах" (I
в.) мы читаем:
Вечно зелен растет
кипарис на склоне горы.
. . . . . . . . . . . . . . . .
А живет человек
Между небом и этой землей
Так непрочно, как будто
Он странник и в дальнем пути.
(Пер. Л. Эйдлина)
На дне моей чаши лесной хризантемы цветы... - В старом Китае иногда
пили вино с лепестками хризантемы, горечь которых как бы напоминала о
приходе печальной осени.
Белые росы - см. предисловие. Наиболее ранний случай употребления
образа росы в качестве символа быстротечности жизни мы встречаем в народной далее