Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
песне юэфу эпохи Хань (II в. до н. э.):
Роса на диком луке
Так быстро высыхает,
Но, высохши теперь,
Назавтра утром
Опять падет...
А человек умрет,
Уйдет однажды -
Когда он воротится?!
(Пер. И. Лисевича)
Высятся деревья [...] Голая равнина стелется кругом. - В этой антитезе
можно
усмотреть
завуалированное
противопоставление
людей
высоких
устремлений, "благородных мужей" и "людей ничтожных", чиновной "черни",
погрязшей в суете мира.
Как Фу Си мудрейший и почтенный Тан. Фу Си - мифический культурный
герой, приобщивший китайцев к начаткам цивилизации. Он обычно входит в число
"Трех владык" глубочайшей древности, среди которых могут быть названы и
богиня Нюйва, создавшая людей и починившая небосвод, прохудившийся во
времена потопа, и Суйжэнь, научивший людей добывать огонь, и Шэнь Нун,
обучивший их землепашеству. По преданию, Фу Си научил предков китайцев
варить пищу, ловить рыбу сетями, дал им брачные установления, открыл законы
музыкальной гармонии и изобрел лютню (цинь) и цитру (сэ). Однако наиболее
важным считается введение Фу Си иероглифического письма взамен прежнего,
узелкового. Ему приписывается создание "восьми триграмм", которые легли
затем в основу знаменитой "Книги перемен" ("Ицзин").
Чэн Тан - легендарный основатель китайской династии Шан Инь (правил
ок. 1728-1698 гг. до н. э.). При нем, как утверждает легенда, началась
добыча и обработка меди. Конфуцианская традиция ставит ему в заслугу
возвращение к древним законам, старинной простоте и добродетели. Известна
притча о том, как Тан обрезал у птицелова три стороны сети, оставив ему
только одну, и, обратясь к пташкам небесным, изрек: "Днесь можете летать,
куда хощете, прямо, направо и налево; но если явитеся вредны человекам,
остается еще одна сторона сети к переловлению вас" (безым. пер. XVIII в.).
Эта притча считается аллегорией, рисующей образец поведения милостивого
государя. Во время страшной семилетней засухи, поразившей страну, Тан
вознамерился принести себя в жертву, считая, что он единственный виновник
гнева небес, однако хлынувший после его публичной покаянной речи ливень
предотвратил жертвоприношение. Традиционные образы Фу Си и Чэн Тана, которые
почитались конфуцианцами за введение мудрых установлений, вырвавших людей из
состояния дикости, мало похожи на трактовку поэта. далее