Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
Наньжун - имеется в виду Наньжун Чжу (Карлик Прославленный на Юге),
один из персонажей знаменитой даосской книги "Чжуанцзы". В гл. 23-й этой
книги рассказывается, как Гэнсан Чу выступил перед народом со словом
поучения.
"Тут Карлик Прославленный на Юге выпрямился и взволнованно спросил:
- Какое же учение Вы вручите вместе с этими словами такому старому, как
я, Карлик?
- Сохраняй в целости свою телесную форму, заботься о своей жизни, не
допускай суеты в мыслях и думах и через три года сумеешь постичь эти
слова, - ответил Гэнсан Чу".
Поскольку Карлика не удовлетворили его объяснения, он отправился к
самому Лаоцзы - патриарху даосизма. Один за другим задавал он вопросы
мудрецу, и тот как бы по ступеням вводил его в святая святых учения о Дао.
Лаоцзы говорил о необходимости отринуть от себя все искусственное, диктуемое
мнением других или соображениями выгоды, отказаться от чувства стадности и
"искать только самого себя", отказаться от целенаправленной деятельности и в
конце концов обрести состояние младенца, который находится в полной гармонии
с природой. "Ходить не ведая куда; останавливаться не ведая зачем, сжиматься
и разжиматься вместе со всеми вещами, плыть с ними на одной волне" (здесь и
выше, перевод Л. Д. Позднеевой).
Цзи Кан (223-262 гг.) - поэт и философ, испытавший сильное влияние
даосизма. Сын крупного сановника, он не пошел служить, писал стихи и
философские трактаты, занимался физическим трудом. Снискавший ненависть
придворной клики Сыма Чжао - фактического владыки империи, - он вместе со
своим другом был обвинен в "непочтительности к старшим" и казнен на
городской площади. Сочинения историков донесли до нас рассказы о том, что в
день расправы над Цзи Каном сотни людей собрались у дворца, прося помиловать
поэта и дать его в наставники молодежи, и о том, как он потребовал лютню и
пел на эшафоте... Сохранились его сочинения о музыке, о продлении жизни и
др.; к сожалению, стихов Цзи Кана дошло до нас немного; образец, которому
подражал Се Даоюнь, неизвестен.
Ван Цяо (Ванцзы Цяо, царевич Цяо) - один из святых раннего даосского
пантеона. Согласно легенде был наследником владыки Китая Линвана (571-544
гг. до н. э.), однако государственным делам предпочитал игру на свирели и
скитания по стране. В конце концов он удалился на священную гору Суншань,
где святой наставник помог ему овладеть тайнами даосского учения и уготовить
себе
бессмертие. Цяо мог совершать удивительные превращения: легенда
рассказывает, как он однажды напугал жаждущего поучения, обратившись сначала
в
цикаду, затем - в туфлю и, наконец, в птицу. После многих лет
отшельничества он сообщил домашним, что покажется им на вершине горы
Коушишань, и прилетел туда на белом журавле. Именно этот последний эпизод,
видимо, и имеет в виду автор стихотворения. Возможно также, образ навеян
народной песней эпохи Хань (II в. до н. э. - II в н. э.) "Царевич Цяо", где далее