Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
Тех, кто вдали.
(Пер. Б. Бахтина)
Впоследствии
эти места были воспеты множеством поэтов; особенно
известна ода Су Чэ (брата Су Ши, чьи произведения широко представлены в
нашем сборнике).
Гусь одинокий - символ человека, оторванного от близких людей и родных
мест, символ бесприютного скитальца. Одновременно это и образ вестника (см,
прим. к с. 225). Ему противопоставлен образ вороньей стаи - духовной
"черни", "толпы". Они разнятся между собой во всем - гусь летит высоко,
вороны же кружатся над самым полем; у первого есть далекая прекрасная цель -
вторые суетятся бестолково и бесцельно; однако первый одинок в гордых высях
и тщетно ищет себе подобных, а вторые наслаждаются обществом равных и не
чувствуют одиночества, ибо чернь многочисленна.
"Рассвет и закат". - Произведение написано на мотив древнего храмового
песнопения того же названия. Слова этого гимна воспевали величие Солнца,
говорили о бренности человека:
Восходит солнце и заходит оно -
где этому будет предел?!
Время его и век
не тот же, что у людей!
Потому-то весна -
не моя весна
И лето тоже -
оно не мое
И осень тоже -
она не моя
И зима тоже -
она не моя...
(Пер. И. Лисевича)
Шестерка драконов, или коней-драконов, была, согласно древнему мифу,
впряжена в колесницу Солнца, которой правила Си Хэ. По другой версии, Си Хэ
являлась матерью Солнца (десяти солнц!) и супругой божества Востока. Древнее
песнопение, на мотив которого писал Ли Бо, заканчивалось восторженным
восклицанием человека, приобщившегося к величию божества:
Я познал радость -
В одиночку наслаждаться шестеркой
драконов!
Шестерки драконов согласный бег
Делает таким же мое сердце.
"Шестеркой драконов" именовался также выезд китайского императора,
поскольку он мыслился средоточием силы Ян на земле, в то время как на небе
таким средоточием было Солнце.
...эфир изначальный... - Здесь подразумевается некая неуничтожимая
материально-духовная субстанция, из которой в процессе осуществления Пути далее