Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
"вечное спокойствие", "вечная умиротворенность" и т. п.), древняя столица
Китая, вновь отстроенная в VI в. В названии города выразилось желание владык
Китая видеть свою власть незыблемой, а установленный порядок - нерушимым, но
действительность была далека от этого. Уже через несколько лет, после того
как были написаны эти строки, в 756 г., Чанъань был захвачен кочевниками,
которыми командовал мятежный генерал Ань Лушань. Здесь победители, как и "в
каждом завоеванном городе, захватывали одежду, ценности и женщин, сильных
мужчин использовали как носильщиков, а слабых, старых и малых рубили
секирами". Впрочем, и до мятежа вряд ли можно было говорить о "вечной
тишине" или "вечном спокойствии" - танская Чанъань была настоящим Вавилоном,
смешением народов и религий, гигантским торговым и административным центром,
поражавшим своим многолюдством.
...Славный Край... - имеются в виду лежащие вблизи устья р. Янцзы
область и город Янчжоу, славившиеся своими буддийскими монастырями.
Дракон-Свеча [...] рассвет... Дракон-Свеча - мифический страж Севера,
гигантское пресмыкающееся, без ног, с человеческим лицом. Живет у мифической
горы "Врата стужи", куда не доходит свет солнца. Во рту у него вместо зубов
- свечи, и когда он открывает глаза и пасть, весь мир озаряется ярким
светом.
Ласточкины горы (Яньшань) - горы на севере Китая (в нынешней провинции
Хэбэй).
Терраса Сюаньюаня - по преданию, была построена мифическим Желтым
Владыкой (Хуанди, другое имя - Сюаньюань), "культурным героем", с именем
которого
связаны
многочисленные
мифы и легенды. В иллюстрированной
средневековой энциклопедии "Собрание картин, относящихся до Неба, Земли и
Человека"
("Саньцай
тухуй")
сохранилось изображение этого строения,
представлявшего собой гигантскую усеченную пирамиду с обширной площадкой
наверху и лестницей, шедшей к ней по одной из боковых граней. Ко времени Ли
Бо пирамида превратилась в развалины, но все еще поражала путников своими
размерами.
...у врат Стены Великой... Великая стена, построенная в III в. до и. э.
императором Цинь Шихуаном, стала в китайской поэзии символом народных
бедствий, так как здесь сначала при ее строительстве, а потом в постоянных
битвах гибли сотни тысяч людей. Еще в III в. до н. э. создатели народных
юэфу пели о Великой стене как о месте, где "кости погибших друг другу
упасть не дают". Позднее эту тему развивало множество поэтов, и в их числе
немало современников Ли Бо. Древнюю легенду о бедном крестьянине, которого
замуровали в стену, и его верной жене, от слез которой обрушилась эта стена,
использовал, например, в своем стихотворении "Жена Ци Ляна" известный далее