Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
Куньу [...] Мэйпи. Куньу - живописная местность, Юйсу - горная речка,
Лиловая
башня
-
горный пик; Мэйпи - высокогорное озеро. Все эти
географические реалии (Куньу, Юйсу, Лиловая башня, Мэйпи) находились к югу
от столицы, в огромном императорском парке. Поэт вспоминает столицу,
сопоставляя печальное настоящее и идеализируемое им прошлое.
...гнездо фениксов... Феникс (фэнхуан) - мифическая птица, сочетающая в
своем облике черты разных животных (куриная голова, змеиная шея, спина, как
у черепахи, чешуйчатое тело дракона и т. п.; изображения ее более всего
напоминают павлина). Присутствие феникса считалось признаком процветания
страны и благоденствия народа, ибо в золотой век древности "фениксы
кормились близ городских стен". Конфуций с горечью говорит о том, что в его
век "феникс не прилетает". Ду Фу не случайно упоминает о фениксах в прошлом
как о птицах, "прилетавших в наш край", подчеркивая, что время расцвета
страны миновало.
С сянями плыли... Сянь - даосский бессмертный. В эту категорию входят
очень разные по характеру персонажи, но чаще всего это добродетельный
человек, который благодаря непорочной жизни и приему волшебного эликсира
бессмертия обретает "жизнь вечную". Сяни могли быть "земными", удалившимися
от мира, и "небесными", вознесшимися на облаке жизненного эфира или на белом
журавле к небесам. Все они обладали сверхъестественными способностями.
Иногда это слово иносказательно прилагалось к тем, кто презрел условности и
бежал "мирской скверны".
Звуки хуского рога... Xу - общее название кочевых племен, живших на
северных и северо-западных границах Китая и совершавших набеги на китайские
земли.
... с лоянцами... - имеются в виду жители второй после Чанъани столицы
Китая, города Лоян.
Утуны - широколистные деревья из семейства платановых.
"Стихи в древнем стиле". - Обращение к древности было традиционно в
китайской поэзии. Древность всегда мыслилась недостижимым идеалом, на
который,
однако
же,
следовало равняться. Если люди нашего времени
ориентированы на настоящее и будущее, то взгляды китайцев были принципиально
обращены к прошлому. В мифическом прошлом "золотого века" видели царство
справедливости и всеобщего благоденствия, в творениях предшественников -
нескудеющий источник возвышенных мыслей и чувств. Начиная с эпохи Шести
династий
появляется
новая
конкретная форма обращения к древности - далее