Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
написана Су Ши незадолго до смерти, на севере полудикого тогда о. Хайнань.
Она
полна скорбных мыслей о бренности человеческого существования, о
быстротечности жизни, подобной блеску молнии.
Наньюэ - древнее царство на территории современных южнокитайских
провинций
Гуандун
и Гуанси; одноименная летопись "Наньюэ" описывает
исторические события, связанные с югом Китая.
Сиань - местность на юге современной китайской провинции Гуандун.
"Удивительная хроника горных вершин" ("Линбяо лун") - составлена Лю Сюнем в
эпоху Тан; представляет собой географическое описание юга Китая.
В Середину осеннюю... - имеется в виду праздник Середины осени. См.
прим. к с. 117.
... молил черепаху предвестие доброе дать... - В древности, а также в
средние века в Китае существовал обычай гадания по панцирю черепахи. В
панцире
делалось
небольшое
углубление,
которое
затем прижигалось,
направление получившихся трещин давало альтернативное значение доброго или
дурного предзнаменования.
Птица Пэн - образ, которым открывается даосская книга "Чжуанцзы": "Есть
в северных пучинах рыба, имя ей - Гунь. Велика Гунь, неведомо, сколько в ней
тысяч ли. Превращается Гунь в птицу, имя которой - Пэн. Неведомо, сколько
тысяч ли длиной ее спина. В гневе взлетает она, и крылья ее словно нависшие
в небе тучи. Вот какова эта птица! Сделав круг над океаном, устремляется в
южное море, южное же море - это водоем неба... Когда Пэн устремляется в
южное море, волны бьют на три тысячи ли. Обопрется о вихрь и взмывает на
девяносто тысяч ли вверх, а, улетевши, шесть лун потом отдыхает" (Пер. И.
Лисевича).
День поминовенья - имеется в виду День холодной пищи, накануне
праздника весны (китайского Нового года). По традиции, в эти дни запрещалось
разжигать очаг и употреблять горячую пищу. По мнению ученых, этот обычай
возник в отдаленные времена, когда китайские племена чжоусцев только
переходили к оседлости: каждый раз с приходом весны, уходя со старого
места, они гасили огни и зажигали их уже только на новом месте, выжигая лес
для хлебопашества. Однако китайская легенда предлагает нам более живописный
вариант происхождения Дня холодной пищи.
В период междоусобной борьбы в Китае, в VI в. до н. э., один из князей
с немногочисленными слугами вынужден был бежать от своих врагов в пустынную
местность. Здесь их настиг голод. Когда князь был уже на пороге гибели, его
верный оруженосец Цзе Цзытуй, отрезав кусок мяса от собственной ноги, сварил далее