Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
"Около Чуской стены". - Имеется в виду оборонительная стена древнего
южнокитайского царства Чу, построенная вдоль берега р. Янцзы. Вероятно,
именно это место описывал позднее в прозе Лу Ю: "Мы дошли до храма Цыцзиюань
селения Бошаши. Познакомились с настоятелем Чжи Цзянем и спросили его,
почему местность называется Чэнся ("У стены"). Он ответил, что за храмом до
сих пор стоит древняя стена времен царства Чу. После его пояснения я пошел
на нее посмотреть. Стена находится на холме, отгороженный ею участок очень
маленький. На юге и севере - ворота, первые выходят к реке напротив ущелья
Желтого Быка" (Пер. Е. Серебрякова).
...Муж Великий. Под "Великим Мужем" подразумевается поэт Цюй Юань,
образец благородства и непреклонности.
...около Храма Восточных Лесов. Храм Восточных Лесов находился недалеко
от р. Цзюцзян (современная провинция Цзянси).
... склоны гор Сисай... Местоположение гор Сисай - на территории
современной провинции Хубэй.
Шао и Фу - уезды, находившиеся на территории современной провинции
Цзянси.
... у Юйских стен в бою. - Имеется в виду пограничная крепость Юйгуань
(Яшмовая застава).
...в
Ханьском
лесу ни души. Тишина в Циньгуане. Ханьский лес
(Ханьлинь), Циньгуань - владения императоров ханьской династии (II в. до н.
э. - II в. н. э.), считавшиеся "исконными землями" китайской империи. Во
времена Лу Ю эти земли были захвачены чужеземцами-чжурчжэнями. Говоря о том,
что ныне на этих землях "ни души" и царит тишина, поэт хочет сказать, что
север страны, к которому устремлены все его помыслы, опустошен и обезлюдел.
...то снизошел к нам легендарный Шунь. Дождь застучал о высохший
карниз... Шунь (ок. 2179-2140 гг. до н. э.) - легендарный правитель Китая.
Время его царствования конфуцианцы почитали золотым веком, а его самого -
образцовым, "совершенномудрым" государем. По поверьям, бытовавшим на юге
Китая, урожайный год или своевременный дождь объяснялись заботой Шуня,
превратившегося в божество.
С томом Тао Цяня... - речь идет о великом китайском поэте Тао Юаньмине.
См. о нем прим. к с. 117.,
... пленников дальних освободить не смели... Тема воинов и вообще
соотечественников, страдающих в чужеземном плену, получает в сунской поэзии
особенное
развитие.
Сунские
императоры,
изнурявшие своих подданных
бесконечными поборами на военные нужды, оказались неспособными склонить
военное счастье на свою сторону и освободить утраченные земли. Постоянно
повторяющийся мотив пленников - один из аспектов темы бедствий народных. далее