Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
...водою Цинцзяна... Цинцзян (букв. "Прозрачная река") - это на
звание носит несколько рек. Здесь, скорее всего, имеется в виду река,
протекавшая по территории нынешней провинции Цзянси.
...забыв о настенных стихах на Горе Золотой... На Золотой Горе
(Цзиньшань - территория современной провинции Цзянсу) находился старинный
буддийский
монастырь Цзинтянь сы. Известно, что в средние века там
собиралось множество монахов, приходивших из самых отдаленных мест. Вполне
вероятно поэтому, что стихотворные надписи, украшавшие его стены, имели
религиозно-назидательное
содержание
и
были
чем-то
вроде заповедей
добродетельного поведения, хорошо известных всем.
...прикрыли хрисанфы восточный плетень. - Здесь и далее мы видим ряд
реминисценций из Тао Юаньмина, вполне естественных в стихотворении, которое
рисует воображаемую встречу автора с великим поэтом далекого прошлого. Эти
реминисценции и некоторые детали портрета Тао говорят прежде всего о его
отшельничестве, уходе от суетного мира, чему хочет последовать лирический
герой стихотворения.
Чиновный халат свой на белое платье сменивший давно... Официальное
китайское платье всегда было настолько строго регламентировано, что по сути
дела представляло собой мундир, правда, очень красочный и для европейца
совершенно необычный. Поэтому, когда в эпоху маньчжурской династии чиновник
в платье с вышитой белой цаплей встречал другого с вышитым белым журавлем
(для непосвященного почти одно и то же!), первый застывал в почтительном
поклоне, ибо белый журавль, на котором летали небожители, обозначал самый
высокий чин, в то время как цапля - лишь чиновника шестого класса.
Обладатели же цапли и тигренка были ровней, с той только разницей, что
первый служил в одном из гражданских ведомств, в второй - в военном.
Варьировались стилизованная орнаментация, символы, форма, - и все это вместе
взятое совершенно точно определяло место данного человека в обществе, и
более того - в китайском космосе. Цвет, имевший свою символику, также играл
важную роль - в одном из произведений древней "Книги песен" ("Шицзин", I,
II.I, 2, "Одежда зеленого цвета") мы встретим сетование на неподобающую
перемену
цветов
одежды,
которая
символизирует
ломку
"правильных"
человеческих взаимоотношений. далее