Пейзажная лирика
Стихи, поэмы, романсы, арии
нередкое в поэзии древности и раннего средневековья, не было просто
художественным приемом для того, чтобы воспеть красоту мира, - для поэта
подобный полет подчас являлся такой же реальностью, как и восхождение в мир
духов для прорицателя. Об этом вспоминаешь, когда читаешь некоторые стихи Ли
Бо, "стихи о путешествиях к небожителям" цзяньаньских поэтов (II-III вв. н.
э.) и даже знаменитую поэму Цюй Юаня (IV-III вв. до н. э.) "Скорбь
изгнанника". К сожалению, слишком многое в средневековом искусстве мы
расцениваем только как условность, как образ, часто забывая, что искусство
это строилось совершенно на иных началах и видело мир иным. Странные нити
кажущегося сходства порой объединяют старый Китай и Европу, но чаще это
все-таки видимость, ибо различны и восприятие окружающего, и отклик на него.
Мы идем в горы, чтобы покорить вершину, ступить туда, куда не ступала нога
другого человека, оставить знак своего присутствия - вымпел, флаг. Человек
Востока шел прежде всего, чтобы получить, приобщиться к чудесному току
духовного начала, который был разлит, в природе тем больше, чем выше и
дальше поднимался странник от суетного мира страстей, бурлящего в населенных
людьми долинах. Ему никогда бы не пришла мысль покорять из боязни загрязнить
и разрушить, он никогда бы не решился метить вершину знаком своего "я" -
всего лишь ничтожной частицы вечно меняющегося мироздания. Это как с
компасом: при взгляде на компас в китайском музее - причудливый железный
ковшик на четырехугольном основании - нам прежде всего приходит мысль о
путешествиях. Это привычно, но, увы, компас был создан не для них. Стрелка
современного прибора показывает на север - обычный ориентир, ручка же
компаса-ковша указывала на юг-источник благодатной силы Ян,
дарующей
человеку жизнь и творческое горение, приносящей в мир весну и живительный
свет. От наполненности окружающего силой Ян зависело все:
здоровье,
благоденствие семьи, удачливость карьеры, процветание потомков. Все в мире
было взаимосвязано между собой, и, сопровождаемые почтительными взглядами
жителей, многомудрые геоманты бережно несли перед собой железный ковшик на
четырехугольнике - символе двухмерной земли, - выбирая место для жилища или
могилы. В открывающихся взгляду картинах природы средневековому китайцу
виделись сложные знаки и символы, исполненные глубокого смысла. Там, где
воображение угадывало нечто вроде очертаний змееподобного существа
-
дракона, который отождествлялся с идеей полета в бескрайних просторах,
обосноваться считалось благоприятней всего. Вообще же место, относительно
возвышавшееся над соседними, сулило приближение к току силы Ян, восходившему
к небу, и соответственно - здоровье и счастье. В месте же низменном скорее
всего должны были подстерегать беды, например наводнения, и болезни:
простуды, ревматизм и лихорадка. Китайцу казалось, что все возвышенное
охвачено гигантским потоком живительного эфира, несущегося над миром. Даже
через могилу в горах этот поток мог влиться в тело клана, продолжающегося в
длинной череде поколений. Неважно, что человек уже отошел в тень смерти - далее