Ван Вэй
Стихотворения
^TЧань-буддизм в творчестве Ван Вэя^U
ГЛАВА II {*}
ВАН ВЭЙ - ПАТРИАРХ ШКОЛЫ ЧАНЬ В ПОЭЗИИ
Истоки мировоззрения: "пуст и чудесен"
{* Воспроизводится по изданию: Г. Б. Дагданов.
Чань-буддизм
в
творчестве Ван Вэя. Новосибирск: Наука, 1984.
К нашему глубокому сожалению, объем настоящего издания не позволил нам
воспроизвести монографию Г. Б. Дагданова во всей ее полноте, однако, хотя
нами и были опущены введение и глава I ("Некоторые сведения из истории
китайского буддизма"), зато главы II ("Ван Вэй - патриарх школы чань в
поэзии") и III ("Духовные гимны в творческом наследии Ван Вэя") наряду с
текстами и библиографией приводятся в строгом соответствии оригиналу. Мы
также сочли целесообразным отказаться от жизнеописания Ван Вэя, открывающего
главу II, поскольку вехи его жизненного и творческого пути подробно
представлены в предисловии к данному тому. - Прим. сост.}
Ван Вэй, как и большинство его современников {Известно, что такие
поэты, как Ли Бо и Ду Фу, испытывали интерес к буддизму, хотя не в такой
степени,
как
Ван
Вэй.},
отличался
прежде
всего
многослойностью
мировоззрения: конфуцианство и даосизм, традиционные китайские учения,
буддизм - вот истоки формирования взглядов поэта. В последнем он желал найти
долголетие, если не бессмертие:
Источник "Золотистой пыли" {*} - пью ежедневно
из него я.
Мне жить лет тысячу, не меньше, вспоенному водой
живою.
Меня Дракон и Синий Феникс {**} несут, друг другу
помогая,
К нефритовому государю {***}, в простор безоблачного далее