Ван Вэй
Стихотворения
чань - это, по словам чаньских наставников, значит "внять чань". Только
тогда, продолжали наставники, когда в твоем сознании нет ни единой вещи, а в
вещах нет сознания, ты свободен и одухотворен - "пуст и чудесен".
Поэты-отшельники
В китайской литературе еще до распространения буддизма существовал
идеал поэта-отшельника. Одним из первых, кто воспел отшельничество в
китайской поэзии, был Тао Юаньмин (365-427). Несмотря на то что в стихах
поэта содержится прямой призыв к уходу от общества, отказу от блестящей
чиновничьей карьеры, это, как справедливо указывают исследователи, скорее,
все-таки "отшельничество мысли" [115].
Как известно, китайская средневековая поэзия во многом прямо отражала
жизнь поэта. Так, если стихи Тао Цяня дышат неприятием мирской суеты, то и
на деле поэт оставляет чиновничью карьеру и поселяется в деревне. Если Тао
Цянь прославляет вино, он действительно знает в нем толк. Достаточно для
убедительности вспомнить такие
произведения,
как
"Домой
к
себе",
"Возвратился к садам и полям". В устоявшееся понятие "естественность" Тао
Юаньмин вкладывает, по существу, понятие того, что жизнь человека есть его
первозданная свобода, не связанная пыльной сетью мирской суеты. Поэт
призывал уйти к "людям с простыми сердцами" [115].
С проникновением буддизма в китайской
поэзии
появляется
образ
поэта-монаха, поэта-отшельника, живущего в буддийском монастыре. Танские
поэты, трепетавшие перед именем Тао Юаньмина, стремились буквально во всем
подражать знаменитому поэту, проповедовавшему идеал
отшельничества
и
призывавшему к "возвращению к естественности".
К тому времени даосизм в Китае в большей степени был пропитан идеями
Чжуанцзы. Влияние Чжуанцзы, его образа мыслей, идей, высказанных в памятнике
китайской философии "Чжуанцзы", явственно присутствует и в классической далее