Ван Вэй
Стихотворения
"дин"
-
сосредоточение и "хуэй" - высшая мудрость - являются соответственно пятой и
шестой парамитой. Эти шесть парамит есть способ поведения бодхисаттвы после
достижения просветления, но этот путь не заказан и для монахов, и для
мирян-буддистов.
Китайское
"гуань"
до
распространения
буддизма
рассматривалось китайцами как "...наблюдение и проникновение в тайное
движение сил Вселенной" [68, с. 238]. Буддисты, заимствовав этот термин, на
наш взгляд, в какой-то степени сохранили его понимание древними китайскими
философами. Под "взглядом" могут пониматься все части восьмичленного пути, и
прежде всего правильный взгляд и правильное отношение, которые подразумевают
правильное понимание буддийского вероучения, ибо учение Будды -
это
способность адепта к ясному сознанию, умению видеть и воспринимать мир
таким, каков он есть, или как одну из стадий духовного совершенствования в
буддийском истолковании. "Цзюэ" - "взгляд", - по сути, и есть "правильное
отношение", когда при восприятии разницы между внутренним и внешним миром
придет осознание того, что единственно реальный мир - мир внутренний,
собственная природа человека.
Термин "дин" передает санскритское "самадхи" - сосредоточение на
собственной изначальной природе, внутренняя жизнь последователя буддийского
учения, т. е. созерцание, ставшее одним из важных элементов учения школы
чань, - как экстатическую погруженность в свои мысли. Именно этот этап,
правильное его применение, утверждает поэт, может позволить
избежать
круговорота жизни и смерти, т. е. сансары, вырваться
из
порочного
круговорота бесконечных перерождений. Суть "хуэй" - "высшей мудрости" -
истолкована как постижение своей изначальной природы, освобождение от власти
вещей, восстановление гармонии внутреннего и внешнего, истинного и ложного.
"Высшая мудрость" - одна из основных форм познания, достигаемая с помощью далее