Ван Вэй
Стихотворения
некоего господина Цуя, постигшей суть учения Будды. Третья часть носит
назидательный характер: обращение поэта к молодым людям, вступающим на путь
служения Будде и буддийскому учению.
Один только заголовок произведения - "Хвалебное слово Будде"
-
предполагает весьма благочестивое произведение, направленное на восхваление
Будды и всего, что связано с его именем. Но под внешне благопристойными
словами Ван Вэй порицает многие стороны буддийского вероучения. Так, говоря
о благочестивой "служительнице Будды", поэт отмечает, что в то же время она
являлась наложницей господина Цуя и лишь "...ради
представительности
сопровождает выезд господина".
Сопоставляя данное произведение с прозаическим произведением "Докладная
записка императору с просьбой о пожертвовании личного поместья буддийскому
храму", где Ван Вэй упоминает о матери (отрывок приведен ранее), невольно
обращаешь внимание не только на общую фамилию - Цуй, которую носила
наложница господина Цуя и мать поэта, но и на удивительно сходные моменты их
биографий. Не о жизни ли своей матери упоминает Ван Вэй в "Хвалебном слове
Будде"?..
К тому времени система школы чань отвергала концепцию о трех мирах,
утверждая, что существует лишь вечно продолжающееся настоящее. По всей
вероятности, Ван Вэй не разделял эти столь различные течения буддизма, хотя
чань-буддизм во многом вытекает из буддизма махаяны, по учению которой у
Будды три формы, три тела и рассматривается он как "Трикайя" - триединое
тело. С точки зрения множества "вещей-событий"
или
как
конкретная
человеческая форма тело Будды есть Нирманакайя, или "тело трансформации", а
конкретные человеческие формы - это исторические и доисторические будды,
такие, как Гаутама, Кашьяпа. (До появления Будды Шакьямуни уже существовало
пять будд, и он лишь очередной, шестой по счету, но далеко не последний.)
Второе тело Будды - Самбхогакайя, или "тело радости", - это область
"праджни" - мудрости и "каруны" - сострадания. Каруна взирает на мир форм
сверху, а праджня поднимает взор к сфере пустоты. Третья форма - Дхармакайя
- "тело дхармы" - есть сама "шунья" - пустота.
Ван Вэй - сторонник теории о триедином геле Будды: "Я думаю, это далее