Ван Вэй
Стихотворения
императору
буддийские
вознаграждения и защиту Верховного
Неба
(китайского):
"Ответом
на
пожертвование будет воздаяние, счастье и защита со стороны Неба". Ван Вэю
хотелось бы облегчить участь простых людей: "Я надеюсь, что можно передать
тому управлению, что ведает раздачей суповой похлебки, один должностной
участок, так что у государства нисколько не уменьшится зерна, а те, кто в
крайней бедности, возможно, обретут новую жизнь, с тем чтобы было высшее
счастье самому мудрецу" (т. е. императору. - Г. Д.}.
Хотя чаще всего исследователи говорят о Ван Вэе как приверженце школы
чань, прозаические буддийские произведения поэта указывают, скорее, на
влияние буддизма махаяны вообще. Безусловно, Ван Вэй не мог не знать о
существенных различиях в этих направлениях и, возможно, как и многие его
предшественники и последующие приверженцы буддизма, пытался свести воедино
разрозненные школы и выработать единую цельную систему. Хотя не исключено,
что Ван Вэй не желал проводить большого различия между учением школы чань и
буддизмом махаяны, умышленно смешивая различные аспекты этих направлений.
Надпись на стеле
Отношение Ван Вэя к природе и взаимоотношения с ней во многом были
определены его длительными и серьезными занятиями буддийским учением, в
особенности китайской разновидностью - учением школы чань. Бесспорно влияние
эстетических воззрений поэта на литературу и живопись Китая последующих
столетий. В этой связи представляется важным обращение к духовной предтече
Ван Вэя - шестому чаньскому патриарху Хуэйнэну, которому поэт посвятил
прозаическое произведение "Надпись на стеле чаньскому наставнику Хуэйнэну"
{В сборнике "Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока"
(М., 1974) были опубликованы краткие тезисы Е. В. Завадской "Философское
кредо Ван Вэя" на основе этой эпитафии.}. Это прозаическое произведение было
написано на склоне лет по заказу одной из буддийских общин, возможно, по
заказу самого известного ученика Хуэйнэна, о котором уже упоминалось, -
Шэньхуэя. Вполне очевидно, что Ван Вэй признавал приоритет Хуэйнэна,
достойным преемником которого он считал Шэньхуэя (в произведениях Ван Вэя не
удалось обнаружить прямых указаний, свидетельствующих о знакомстве поэта с далее