Ван Вэй
Стихотворения
Следующая часть произведения повествует о моменте кончины Хуэйнэна: "В
некий день некоего месяца некоего года [Хуэйнэн] неожиданно сказал ученикам:
"Я вот-вот уйду", - и вскоре удивительные ароматы заполнили зал и над землей
появилась белая радуга". Ван Вэй для большей образности и придания величия
Хуэйнэну прибег к буддийскому преданию о смерти Будды -
в
момент
"исчезновения" Будды происходили описываемые Ван Вэем удивительные вещи.
После этих прощальных слов Хуэйнэн "...завершил трапезу, выкупался, сменил
платье и более ни на мгновение не собирался задерживаться [в этом мире]".
Затем Ван Вэй вновь прибегает к буддийскому преданию, повествующему о смерти
Будды, когда все и вся вокруг сокрушаются от горя: "Горы рушатся, реки
высыхают, птицы плачут, обезьяны вопят, все люди громко причитают и ничего
не видят [от слез]. В какой-то день и месяц душа [наставника] переселилась к
горному ручью Цаоси, сидение его оставили в некоем
месте,
выбрали
благоприятное место для могилы, не обращаясь [при этом] к книге "Цин у" -
"Черный ворон"". (Упоминаемая Ван Вэем книга описывается в "Истории поздней
Хань". Согласно этой книге, обычно в Китае выбирали благоприятный день и
благоприятное место для похорон умершего.) По всей вероятности, Ван Вэй
хотел подчеркнуть этой строкой, что Хуэйнэна - шестого чаньского патриарха -
хоронили отнюдь не по китайским традиционным обрядам, а исключительно по
буддийским, и в момент, когда происходил обряд похорон Хуэйнэна, "...даже
лес изменился - все деревья превратились в белых журавлей" - так во время
захоронения тела Будды все деревья в лесу, где происходил обряд, стали
белыми и напоминали белых журавлей.
Следующая часть эпитафии - безмерное восхваление Ван Вэем добродетелей
чаньского наставника Хуэйнэна: "О, великий наставник, совершенная природа
чистоты и монолитности, природные данные [твои] добродетельны и чисты, сто
чистых помыслов создали (твой) облик".
Понятие "сто чистых помыслов" заимствовано Ван Вэем из "Нирвана-сутры",
в которой, в частности, говорится о том, как один из учеников Будды дал обет
не убивать ничего живого, и было у него при этом пять мыслей - низшая,
средняя,
выше
средней, далее