Ван Вэй
Стихотворения
подразумевается среди остальных понятий, символизирующих мирскую пыль и
суету, как это самое "фа" соотносится с грязью мирской?
Для большинства произведений Ван Вэя, как отмечалось выше, характерно
противопоставление буддийских и традиционных китайских понятий.
Буддисты утверждают, продолжает Ван Вэй, что "...лотос способен закрыть
собой три тысячи больших и малых миров", что он "...поддерживает ноги
Будды", и этому положению Ван Вэй противопоставляет легенду из "Чжуанцзы", в
которой рассказывается, как у некоего мудреца в левом боку выросла ветка
ивы, причинявшая ему массу неудобств, и потому он стал рассматривать ее как
рану (впоследствии "ивовая ветка" стала означать "нарыв", "чирей". - Г. Д.).
Этой легендой Ван Вэй, возможно, желает показать, что в китайских положениях
немало вымыслов.
Далее Ван Вэй рассуждает о таких понятиях, как тело и сознание, от
которых, как утверждают буддийские наставники, следует отказаться. "Если
отбросить тело и сознание, кому же тогда [предназначается] счастье и
несчастье?", - говорит Ван Вэй. Эту строку следует рассматривать как
полемический выпад в адрес буддийских положений о "теле и сознании", о
"счастье и несчастье". Ведь если отказаться от тела и сознания, что проку
тогда толковать о счастье и несчастье? Следующая строка также полемична:
"Когда исчезает мысль, отбрасывается и бытие, где же тогда можно опереться
на Пустоту? Если не касаться трех миров, значит, тщетно трудятся восемь
фэн?" {Восемь так называемых "земных условий", куда входят четыре пары
противопоставлений: обретение - потеря, удача - неудача,
похвала
-
порицание, счастье - страдание.} "И в этом заключается наша "острота ума"!"
- завершает Ван Вэй.
Но, несмотря на некоторое несогласие с рядом буддийских положений, Ван
Вэй признает необходимость и пользу буддийского учения для Китая, признает
заслуги Хуэйнэна, который проявляет "...сочувствие по отношению к людям из
иных земель, пока еще не услышавших голос дхармы, снисходит к невежественным
людям, готов начать доброе дело: учить их терпеливости, отказу от гнева,
отказу от охоты за добычей" {Отказ от добычи - отказ от привязанностей к
мирской суете.}.
Совершенно очевидно, что Ван Вэй признавал главенство направления
Хуэйнэна, преемником которого полагал Шэньхуэя. Хуэйнэн для Ван Вэя -
истинный буддийский наставник, достойный самого высокого почитания; для него далее