Ван Вэй
Стихотворения
поэт находит около десяти титулов и эпитетов в этой эпитафии, китайских и
буддийских по происхождению. Чаще всего Ван Вэй использует "чань ши" -
"чаньский наставник" и "да ши" - "великий наставник". Употребляются Ван Вэем
и чисто китайские названия "шэн" - "мудрец", "чжи жэнь" - "совершенный
человек", "хуань жэнь" - "чудотворец". Термин "хайши" можно перевести как
"кормчий", но под словом "хай" - "морс" - подразумевается скорее всего
"сансара" - "море страданий" {Сансара - бесконечный круговорот перерождений
в живых существ, колесо рождения и смерти, колесо бытия, источник страдания,
от которого можно освободиться, познай истинное учение и достигнув желанной
нирваны.}, в котором Хуэйнэн и есть кормчий. Есть в лексике Ван Вэя чисто
буддийские термины: "цзинь шэн" - "золотое тело", употреблялось китайскими
буддистами по отношению к Будде, "хуа шэн пуса" - нирманический бодхисаттва,
"хуа фо" - нирманический Будда.
В
жизнеописании
Хуэйнэна
Ван
Вэй
употребляет
сравнения
индийско-буддийского и китайского происхождения: "Царство, где люди с
разрисованными телами и подвешенными к ушам серьгами плавают в море годы
напролет, все они желают протереть глаза и узреть облик дракона и слона". В
буддийской литературе слон - символ терпения, сдержанности, самообладания.
Видимо, Ван Вэй намеренно прибег к сравнению Хуэйнэна со слоном, ибо перед
этим говорит, что наставник "...стал учить людей понятию о терпении. Те, кто
терпят, - не рождаются и не умирают", т. е. достигают вожделенной нирваны,
прерывают цепь рождений и смертей.
Буддийские проповедники, считает Ван Вэй, "...раскрыли содержание
собрания буддийских канонов, открыто показали в действии понятие "жемчужина
в платье"". Обращение к буддийской притче - намек на то, что польза от
буддийского учения может быть лишь в случае ею глубокого осознания,
понимания: Будда положил жемчужину в полу платья некоего бедняка, но тот
ничего не ведал о драгоценности, и потому с обретением сей жемчужины жизнь
его никак не изменилась, и он по-прежнему прозябал в бедности.
В эпитафии Ван Вэя своему духовному наставнику можно заметить его
двойственное отношение к буддизму: поэт - адепт и популяризатор буддийского далее