Ван Вэй
Стихотворения
вероучения, но его не устраивают существующие в буддизме противоречия, на
что Ван Вэй постоянно сетует: "Буддийское дао охватывает все четыре вида
живых существ, постоянно указывает на шесть направлений {Имеются в виду
шесть сансарических миров.}, но даже у мудрецов, бывает, иссякает ум, и
существуют такие сочинения, смысл которых не укладывается в голове". В таких
понятиях, как "...шестьдесят две мысли, сто восемь тем, - продолжает Ван
Вэй, - во всем этом ничего не найдешь [имеющего смысл], пожалуй, на этом
следует закончить". Напомним, что в одном из прозаических произведений
("Представляю монахам толкование сутры "Жэнь ван" - добродетельный князь")
Ван Вэй также употребляет понятие "сто восемь тем": "Вместе с сорока девятью
монахами исходим из ста восьми тем" {Число 108 почитаемо в буддизме: 108
томов священного канона; число 108 кратно девяти, трем; четки имеют четыре
связки по 27; буддийские монастыри окружены стеной с 108 субурганами и т.д.}
[257, с. 308], которое тесно связано с таким понятием как "лю гэнь" - "шесть
основ" (глаз, ухо, нос, язык, тело и мысли, память) как составная часть
закона причинного возникновения - двенадцатичленного колеса зависимого
происхождения. Поскольку каждая из этих основ может вызывать желание (одно
из важных понятий буддизма), то оно уже будет шестикратным. Три способа
проявления {"Три способа проявления" - невежестно, похоть, злоба.} делают
"желание" восемнадцатикратным, а при делении на внешнее и внутреннее
становится тридцатишестикратным и, будучи приложено к настоящему, прошедшему
и будущему, превращается в сто восемь различных видов желаний, причиняющих
страдания.
Вторая эпитафия Хуэйнэну - "Бэймин и шоу", имеющая подзаголовок
"Эпитафия умершему чаньскому наставнику Великому Добродетельному Чистое
Просветление государства Великого Спокойствия при Великих Танах",- относится
к этому же времени написания |257, с. 434]. Здесь Ван Вэй продолжает
прославлять Хуэйнэна: "На Великой земле, где [существует] множество всяких
звуков, раздался голос проповеди [Хуэйнэна]. Множество людей, подобно песку
Ганга, стали следовать Драгоценности, [создавать] величественные
лики
[буддийских божеств]". Однако Ван Вэй прекрасно сознает, что Хуэйнэн своей
деятельностью внес в дело распространения буддизма очевидный раскол, когда
буддизм оказался под угрозой: "Когда шестой патриарх [как противник Будды]
сеял смуту, Четыре Драгоценности оказались под угрозой [существования]. Но
[Будда] открыл сузившиеся Ворота сладчайшей росы, очистил Дом от зловония и
плесени. Воссел на драгоценной лежанке, размахивая далее