Ван Вэй
Стихотворения
белой
метелкой".
Последующее содержание эпитафии говорит о том, что "...очищение учения
Хуэйнэна завершилось благопристойно для чаньского патриарха", т.
е.,
безусловно, поэт хочет сказать, что Хуэйнэн все-таки примирил свое учение с
общим руслом буддийского учения: "Тогда [Хуэйнэн] взошел на лотосовый
алтарь, окончательно заставил мудрецов и великих спорщиков выскоблить
[еретические] слова из [книг] и сжечь свои сочинения, а ученых-конфуцианцев
с плоскими веками [заставил] отбросить прочь [конфуцианскую] гуманность,
осудить принципы [конфуцианской] справедливости". Ван Вэй заключает к своему
удовлетворению: "Вот к чему пришли, кто теперь посмеет не прийти с
изъявлением покорности?"
Ван Вэй сообщает подробности биографии Хуэйнэна - о моментах принятия
монашеского сана, просветления и "исчезновения".
Хуэйнэн объявил, что "вот-вот уйдет", и за ним буквально по пятам стали
следовать толпы людей в надежде присутствовать при моменте "исчезновения"
тела. Однако Хуэйнэн разочаровал толпу, и спустя некоторое время все стали
сомневаться, толпа рассеялась. Тогда-то, в ночное время, Хуэйнэн "...исчез,
сидя с поджатыми крест-накрест ногами". В этот момент "...все исчезло - и
луна, и солнце, и великое безмолвие". Стела, воздвигнутая в честь Хуэйнэна,
"по форме", сообщает Ван Вэй, если смотреть сверху, "словно сердце", и
"...внешняя форма отражает внутреннюю суть". Хуэйнэн оказался способным
"...умертвить дракона и усмирить бешеного слона". Он "...установил победный
стяг и надолго утвердил чаньское учение".
Указанные эпитафии Хуэйнэну наряду с другими сочинениями дают все
основания убедиться в глубокой теоретической подготовке Ван Вэя, с легкостью
оперирующего буддийскими понятиями. Чань-буддизм оказался очень близок поэту
хотя бы тем, что философские размышления чаньских патриархов в "Алтарной
сутре" приводятся в стихотворной форме. Ван Вэй и сам называл некоторые свои
произведения гатхами.
Уместно обратиться к гатхам чаньских патриархов из "Алтарной сутры
шестого патриарха", где в стихотворной форме последовательно развивается
философская идея. Сам же институт патриаршества в традиции Бодхидхармы
просуществовал в Китае до 713 г. - момента смерти Хуэйнэна, которого
чаньская традиция южной ветви называет шестым патриархом. С именем второго
патриарха Хуэйкэ далее