Ван Вэй
Стихотворения
(487-593)
традиция
связывает
появление
чаньского
поэтического обряда "вэнь-да" - "вопроса и ответа", диалога наставника и
ученика. На первый взгляд, суть подобного действа
могла
показаться
парадоксальной. Возникшие позднее в Японии "мондо" и "коан" [280] ведут
начало от этого поэтического обряда и сохранили главную суть, когда
наставник добивается от ученика максимальной реализации "самого себя".
Сэнцану - третьему патриарху (ум. 606) - принадлежит философская поэма
"Синь синь мин" - "Ода доверия сердцу", суть которой выражена в следующих
строках:
Если сердцем постиг истину,
Десять тысяч вещей едины по своей природе -
Одно во всем и все в одном.
[55, с. 19.]
В данных строках без труда можно угадать основной источник - трактат
"Даодэцзин".
Даосинь - четвертый патриарх (589-651) - усовершенствовал систему
физического тренинга Бодхидхармы {Суть тренинга Бодхидхармы сводилась к
формуле "через совершенство тела к совершенству
духа",
что
вполне
соотносится со знакомым нам "в здоровом теле - здоровый дух".}, которая
должна была приводить ученика к сосредоточению на собственной изначальной
природе, что в дальнейшем стало одним из существенных элементов учения школы
чань.
С именем Хунжэня - пятого патриарха (602-675) - связывают особое
почитание последователями чань сутры "Ваджрачхедика праджня парамита" -
"Алмазной сутры", которая встала в один ряд с "Ланкаватара-сутрой" и
"Вималакирти-нирдеша-сутрой" {Некоторые исследователи ошибочно, на
наш
взгляд, далее