Ван Вэй
Стихотворения
буддийских
реминисценциях в произведениях Ван Вэя.
К концу жизни Ван Вэй становится зрелым буддистом, оставаясь вместе с
тем носителем традиционной китайской философской и поэтической традиции. В
наследии Ван Вэя условно можно выделить несколько категорий буддийских
произведений:
- произведения, воспевающие тему
отшельничества,
окрашенного
в
буддийские тона;
- стихотворения, посвященные теме дружбы с буддийскими монахами;
- произведения, в которых ярко отражаются буддийские идеи бренности
земного существования, тщеты и суетности всего мирского;
- произведения, отражающие веру поэта в карму и грядущие перерождения,
выражение надежды на встречу в следующей жизни с родными и друзьями;
- произведения, где отражаются "колебания" поэта в выборе между
буддизмом, даосизмом и другими китайскими традиционными учениями;
- произведения, которые можно выделить в отдельный цикл с условным
названием "монастырский";
- прозаические и стихотворные буддийские произведения, написанные
поэтом скорее всего по заказу буддийских общин и частных лиц, именуемые
самим поэтом буддийскими гимнами и гатхами.
^TЗАКЛЮЧЕНИЕ^U
Чань-буддизм был и одним из путей искания _истины_ великими столпами
танской поэзии, передовыми людьми своей эпохи: "Танская поэзия все еще
принадлежит времени, когда литература выполняла и роль философской и даже
исторической науки. Развиваясь на протяжении трехсот лет существования
танского государства, она была, как мы видим, поэзией новых открытий в
познании мира и в художественном его осознании, поэзией, возвышающей
человеческое достоинство. Естественное и неизбежное оскудение ее в последние
десятилетия не могло помешать тому, что огромные идейные и художественные ее
завоевания стали источником расцвета уже сунской
поэзии
в
сунском
государстве" [85, с. 175]. далее