ПОВЕСТЬ О ДОМЕ ТАЙРА

свиток первый


8

СПОР ИЗ-ЗА СКРИЖАЛИ

Но вот, весной 1-го года Эйман, разнёсся слух, что император Нидзё болен, а с наступлением лета недуг его стал ещё тяжелее. У императора был малолетний сын Рокудзё, рождённый ему дочерью Канэмори из Ики, помощника Главного казначея. Пошли толки, что наследником объявят этого двухгодовалого ребёнка. И в самом деле, в том же году, в двадцать пятый день шестой луны вышел высочайший указ о передаче трона малолетнему принцу. В тот же вечер состоялась церемония отречения больного императора Нидзё. Смятение и тревога охватили страну.

Учёные люди, сведущие в делах минувших, говорили:

- Если обратиться к сходным примерам в прошлом, когдa на троне в нашей стране восседали императоры-дети, увидим, что после государя Монтоку царствовал девятилетний государь Сэйва. Его дед по материнской линии, благородный Ёсифуса, помогал юному государю, подобно Чжоу-гуну76, взявшему в руки власть, чтобы временно управлять страной вместо малолетнего Чжоуского Чэн-вана77. С той поры и началось регентство в нашем государстве!.. Император Тоба вступил на престол пятилетним, император Коноэ - трёх лет от роду, но люди уже тогда твердили, что новые государи слишком уж незрелы годами! Ныне же императору Рокудзё исполнилось всего лишь два года. Такого ещё никогда не бывало! О безрассудство!

Тем временем, в двадцать седьмой день седьмой луны того же 1-го года Эйман, прежний император Нидзё скончался. Ему было всего двадцать три года - цветок, увядший, не дождавшийся расцвета!.. Все обитательницы женских покоев, те, кто живёт за парчовыми завесами и драгоценными ширмами, предавались глубокой скорби. В ту же ночь покойного государя похоронили у горы Фунаока, на равнине Рэндайно, к северо-востоку от храма Корюдзи.

Во время погребения между чернецами монастырей Энрякудзи78 и Кофукудзи79 вышел спор из-за того, кому раньше ставить священные скрижали - поминальные доски, и обе стороны нанесли друг другу изрядное оскорбление. Издавна повелось, что после захоронения праха покойного государя участники погребального церемониала, монахи из Нары, Южной столицы, и Хэйана, столицы Северной, ставят по четырём сторонам гробницы скрижали своего храма. По обычаю, первыми ставят скрижаль монахи Великого Восточного храма Тодайдзи80 в Наре, воздвигнутого повелением императора Сёму, и все остальные признают за ними это неоспоримое право. Затем наступает черед монастыря Кофукудзи, основанного предками вельмож Фудзивара. За ними следуют монахи Энрякудзи, главного храма на Святой Горе Хиэй, и, наконец, заканчивает обряд обитель Трёх Источников, Миидэра81, основанная по воле императора Тэмму блаженными вероучителями Кёдаем и Тисё-дайси. Но на сей раз - неизвестно, отчего и зачем? - монахи Святой Горы нарушили обычай минувших лет и водрузили скрижаль вторыми, раньше чернецов Кофукудзи. Пока святые отцы из Нары судили и рядили, как ответить на эту дерзость, два рядовых чернеца монастыря Кофукудзи, Каннонбо и Сэйсибо, известные забияки, внезапно выскочили вперёд - Каннонбо в коротком чёрном панцире, с алебардой на длинном белом древке, Сэйсибо - в желтовато-зелёном панцире, с мечом в чёрных лакированных ножнах, - повалили скрижаль Святой Горы на землю и изрубили её в мелкие щепки. При этом оба во весь голос горланили песню:
Эй, пoй, гуляй кто хочет!
Водопад бурлит, грохочет.
Жарко солнце припекает,
А воды82 не убывает.
Хлещи, водопад, -
Шуму-грому всякий рад! -

после чего оба смешались с толпой собратьев, монахов Южной столицы, Нары, и скрылись.


Назад Содержание Далее